Убранство храма


Дорогие друзья! Здесь мы постараемся рассказать об убранстве нашего храма. Ведь несмотря на то, что наш храм небольшой, прихожане по праву могут им гордиться, ведь он является одним из наиболее уютных и ухоженных храмов, в котором также есть элементы связывающие христианство востока и запада.

Здание имеет значительную историко-культурную ценность для нашего города и с 2001 годя является объектом культурного наследия регионального значения. Оно является примером церковной архитектуры периода эклектики, сочетающим в себе объемную композицию западноевропейской базилики и декоративные детали позднего классицизма. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, по объемной композиции сходное с базиликой: к центральному нефу, освещаемому через верхний ярус окон, с двух сторон примыкают боковые нефы под односкатными крышами.

Проект здания храма был утвержден технико-строительным факультетом Министерства внутренних дел Российской Империи и 13 июня 1898 г. состоялась церемония закладки фундамента. Строительство было завершено в 1904 году.

1 марта 1927 года решением Карельского ЦИКа храм перестал функционировать и лишь в 2003 году здание вернули верующим. В 2004 году была проведена капитальная реконструкция и с тех пор храм постоянно украшается и благоустраивается. В убранстве храма хотелось бы выделить несколько важных элементов.

Об образе храма много рассказано в разделе «храмовая икона». Стоит лишь добавить что эта икона была написана в иконописной мастерской культурного центра «Христианская Россия» в Сериате, недалеко от г. Бергамо (Италия). Икона была привезена и подарена приходу накануне освящения храма в 2005 году. В 2010-2011 годах петрозаводский резчик по дереву Леонид Глазунов сделал прекрасное резное обрамление иконы, которое пожертвовал храму один из членов прихода в память о своих родителях.

Алтарный фронтал, изображающем Христа грядущего во славе, написан в романском стиле и напоминает настенные росписи из южной Франции. Аналогичное изображение украшает конху алтарной абсиды в Бенедиктинском монастыре в Шевтонь (Chevetogne), в Бельгии. Эта икона была написана в школе архимандрита Зенона (Теодора) в деревне Гверстонь (на границе Псковской области с Эстонией). На иконе Христос изображён восседающим на радуге. Семь цветов радуги символизируют таинственное число семь, которое Богом положено в основу небесного и земного бытия: шесть дней творения и седьмой – день покоя Господня. Радуга - знамение завета заключенного между Богом и Ноем (Бытие 9, 12-15). Семицветье радуги, которая как мост переброшена от одного края к другому, символизирует также мост между жизнью временной – на земле, и жизнью вечной на небесах. Фигура Христа вписана в так называемую мандорлу (от итал. mandorla «миндалина») – символ неба, Вселенной. В углах алтарного фронтала даны символы евангелистов, разносящих спасительное учение в четыре стороны света – север, юг, восток и запад. Символы евангелистов – изображения четырех аллегорических существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, эти символы заимствованы из пророчества Иезекиля и видения Иоанна Богослова (Откр 4,7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. Святой Иероним Стридонский говорил, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света. Согласно другой древней трактовки символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, так как он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы.

В заключении стоит добавить, что этот алтарный фронтал был пожертвован приходу фондом «Христианская Россия».

Мастера из школы Архимандрита Зенона изготовили также уникальный процессионный крест. Он выполнен в стиле средневековых итальянских распятий, одним из авторов которых был живший в XIII веке Мастер синих распятий (итал. Maestro dei Crocifissi Blu). Он был последователем школы Джунта Пизано; его творчество протекало в русле традиции неразделённой Церкви. По сути работы этого художника представляют собой вариации на ранее известные в византийской иконописи темы, выполненные в стиле установившейся в его время новой для церковного Запада традиции изготовления распятий. Он был ведущим умбрийским художником третьей четверти XIII века, сыгравшим важную роль в становлении одной из школ живописи. Отличительной чертой этого художника является то, что фон крестов прописан синей краской.

Небольшое распятие стоящее на алтаре во время Святой Мессы, как и висящее в правом нефе также написаны в стиле навеянном творчеством Мастера синих крестов, но эти кресты написаны в иконописной мастерской православного прихода г.Кондопоги, матушкой Юлией Большаковой.

Арочные колонны нашего храма украшены репродукциями одного из величайших итальянских художников Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255—1319гг.). Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

Главное произведение Дуччо — алтарный образ сиенского кафедрального собора «Маэста» с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и «Страстей Христовых» на оборотной стороне (1308—1311). Художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы. Это произведение стало первым и наиболее значимым памятником итальянской готической живописи, открытия которой привели к Ренессансным достижениям. Репродукции находящиеся в нашем храме - это копии боковых клейм алтарного образа из Сиены. С правой стороны на изображения из жизни Спасителя - Рождество и Воскресенье Христово. А с левой стороны два изображения посвящённые Пресвятой Богородице - Благовещение и Успение.

К убранству нашего храма стоит также отнести музыкальные инструменты. На хорах находится орган голландской фирмы JOHANNUS (Opus 25). Орган был куплен на средства собранные прихожанами в 2010г, а также цифровое фортепиано YAMAHA YDP-162B, купленное в 2014 году. Особенно стоит отметить наличие фисгармонии. Фисгармо́ния — это духовой клавишный инструмент. Звуки в нём извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями. Нашей фисгармонии больше ста лет и она была подарена нам Лютеранским приходом г.Петрозаводска, затем отреставрирована петербуржским органным мастером Анатолием Евгеньевичем Погодиным.

При входе в храм, на колонне висит небольшая икона Владимирской Божьей Матери. Она была преподнесена приходу от имени православного архиепископа Манула (Павлова) в день освящения храма в 2005 году.

В завершении хочется рассказать ещё об одном уникальном предмете убранства нашего храма. В исповедальне на стене висит большое резное деревянное распятие. Оно было изготовлено в середине XIX века в Германии и передано приходу благотворительным фондом «Триумф сердца». Петербуржский столяр Михаил Александрович Баранов, друг нашего прихода, помог его отреставрировать, и это распятие заняло достойное место. В нашем храме есть ещё несколько разных деревянных предметов, сделанных Михаилом Александровичем Барановым для украшения: молитвенные подколенники, подставка для миссала, навершие для амвона и купели и другое.

Все эти прекрасные предметы убранства создают неповторимые уют и красоту, которыми гордятся наши прихожане и которым радуются гости нашего прихода. А особенности убранства подчёркивают единство христиан востока и запада.